Что нужно знать об авторских правах на музыку в Украине?


Сегодня в рубрике «Юридические статьи» мы расскажем об авторских правах на музыку благодаря некоторым исследованиям и выводам опытных юристов Украины.

Музыка — это искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Давайте немного обратимся к истории. Можно смело сказать, что музыка является часть народного творчества. Все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует, по крайней мере, 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.

Главным законодательным актом в сфере авторского права является Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 № 3792-XII (далее — Закон). Для регистрации авторского права нужно обратиться в Государственную службу интелектуальной собственности. Для этого потребуется подать:

- заявление по форме, утвержденной Государственной службой интеллектуальной собственности;

- экземпляр произведения в материальной форме в соответствии с требованиями законодательства;

- документ, свидетельствующий о факте и дате обнародования произведения (если произведение было обнародовано);

- документ, подтверждающий оплату сбора за подготовку к регистрации авторского права;

- документ об оплате государственной пошлины за выдачу свидетельства автора (подается после принятия решения о регистрации авторского права на произведение)

- доверенность, если заявка от имени автора подается его поверенным;

- документ, подтверждающий переход по наследству имущественного права авторства (если заявку подает наследник автора).

Рассмотрение документов и принятие решения о выдаче свидетельства осуществляется в течение месяца после подачи документов. При принятии решения Государственная служба интеллектуальной собственности не проводит экспертизу произведений и не устанавливает факт возникновения авторства. Т. е. если поданные документы соответствуют требованиям законодательства и оплачен сбор, свидетельство автору выдадут.

Кроме этого нужно обратиться к практическому использованию украинского законодательства. В соответствии с нашим законодательством, плата за использование объектов авторского права может осуществляться или правообладателям или организациям коллективного управления (далее — ОКУ). Каким же именно организациям должны платить владельцы предприятий общественного питания и других заведений?

Часть первая статьи 47 Закона говорит о том, что субъекты авторского права и (или) смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления. В свою очередь, полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются организациям коллективного управления авторами и другими субъектами авторского права и (или) смежных прав на основании договоров, заключенных в письменной форме (ч. 3 ст. 48 Закона). Согласно ч. 5 ст. 48 Закона, на основе полученных полномочий организации коллективного управления предоставляют любым лицам путем заключения с ними договоров неисключительные права на использование объектов авторского права и (или) смежных прав. Но не понятно как именно владельцы различных заведений должны определять именно то ОКУ, у которого есть письменные договоры с авторами и правообладателями, произведения которых звучат в помещении. То есть, на сегодняшний день любое ОКУ может прийти и требовать заключить договор именно с ним, имея в управлении каталог из десяти музыкальных произведений. Этот недостаток законодательства развязывает руки недобросовестным организациям, которые были созданы не для представительства интересов авторов и правообладателей, а для вымогательства денежных средств с пользователей. На сегодняшний день эти организации громче всех выкрикивают лозунги о защите авторских прав, размещая ложную информацию на своих сайтах и вводя в заблуждение рядовых пользователей о наличии у них полномочий на заключение соответствующих договоров.

Следовательно, никакой предприниматель не застрахован от того, что заключив договор с ОКУ он использует музыкальные произведения на законных основаниях, так как ОКУ не имеет возможности предоставить разрешение на использование произведений, права на которые не были переданы ему в управление.

И все было бы более-менее понятно, если бы не ч. 2 ст. 49 Закона, которая наделяет субъектов авторского права и (или) смежных прав, которые не передавали организациям коллективного управления полномочий на управление своими правами, в том числе по сбору вознаграждения, правом требовать от организаций коллективного управления, которые такое вознаграждение за использование их произведений и объектов смежных прав собрали, выплаты этого вознаграждения, а также требовать исключения своих произведений и объектов смежных прав из разрешений на использование, предоставляемых организациями коллективного управления путем заключения договоров с лицами, использующими эти объекты. То есть, согласно ч. 3, 5 ст. 48 Закона ОКУ должны заключать письменные договоры с авторами и правообладателями и действовать согласно переданных им полномочий, а согласно ч. 2 ст. 49 Закона авторы и правообладатели, которые не заключали никаких договоров с ОКУ, имеют право получить деньги и изъять свои права, которые они, кстати, никому не передавали.

Учитывая, что законодатель обязал ОКУ заключать письменные договоры с правообладателями и авторами и осуществлять свою деятельность только на их основании, можно сделать вывод, что ч. 2 ст. 49 Закона предоставляет право таким правообладателям и авторам изымать свои произведения именно из неправомерного управления. К тому же, ч. 2 ст. 49 Закона устанавливает именно право авторов и правообладателей совершить определенные действия в случае, если ОКУ получило денежные средства за использование произведений, которых у него нет в управлении, а не право ОКУ на безосновательный сбор вознаграждения и заключение договоров.

Если все же предположить, что ОКУ наделены правом осуществлять сбор вознаграждения за использование произведений, управление правами на которые они не получили, тогда не понятно как быть правообладателям, которые не хотят иметь дело с каким-то определенным недобросовестным ОКУ, которое не желает, например, отдавать деньги их настоящим владельцам? И каким образом правообладатель такое ОКУ может проверить, ведь ответ на все запросы всегда один — все законно, нарушений нет, денег за ваши произведения не собрали, или, если собрали, то очень мало.

Закон, в первую очередь должен вносить ясность и не допускать разночтений, и давать возможность всевозможным службам и управлениям давать разъяснения, которые нужны определенным компаниям. Но на сегодняшний день, одними и теми же нормами авторского права, в зависимости от ситуации, можно называть свою деятельность вполне законной, а в других — такую же деятельность других компаний — противоправной.