В Украине будет установлена адвокатская монополия на все судебные процессы?


Руководитель Координационного центра по предоставлению бесплатной правовой помощи А.Вишневский опубликовал законопроект о внесении изменений в Закон об адвокатуре, сформированный на основе предложений, поступивших по состоянию на 07.04.2014.

Согласно проекту субъекты законодательной инициативы обязаны согласовывать с НААУ законопроекты, касающихся основ организации и деятельности адвокатуры. Предложения НААУ к таким проектам обязательны к рассмотрению соответствующими Комитетами ВР.

Также с 2 до 3 лет увеличен стаж в области права, которым должен обладать гражданин Украины, изъявивший желание стать адвокатом.

Совет адвокатов Украины может установить взнос за сдачу квалификационного экзамена в размере не менее 3 и не более 5 пяти размеров минимальной зарплаты по состоянию на дату подачи заявления о допуске к первому этапу квалификационного экзамена.

Взнос за прохождения стажировки устанавливается советом адвокатов региона и не может превышать размера 10 минимальных зарплат на первый день стажировки. 4/5 этого взноса выплачивается советом адвокатов региона в качестве вознаграждения руководителю стажировки, 1/5 направляется на покрытие расходов, связанных с основной деятельностью совета адвокатов региона.

По решению совета адвокатов региона лицо может быть освобождено от уплаты взноса за прохождение стажировки с письменного согласия руководителя стажировки, который назначается.

На стажера адвоката распространяется обязанность хранить адвокатскую тайну и соблюдать Правила адвокатской этики.

Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, для целей налогообложения может выбирать любой из налоговых режимов, предусмотренных НК для самозанятых лиц, в т.ч. упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности при налогообложении собственных доходов, полученных от адвокатской деятельности в порядке и условиях, определенных НК, без госрегистрации как физлицо-предприниматель.

Проектом также предусмотрена норма в соответствии с которой запрещено требовать у адвоката извлечение из Единого реестра адвокатов.

Следует отметить, что согласно проекта представительство интересов физ- и юр в судах во время осуществления гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства, а также при рассмотрении дел о админправонарушениях, вправе осуществлять исключительно адвокаты. Данные требования не распространяются на законных представителей, работников органов госвласти и местного самоуправления, которые представляют интересы указанных органов, др.

Проектом предусмотрено расширение перечня профессиональных прав адвоката (ст. 20):
- знакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для адвокатской деятельности документами и материалами, в т.ч. содержащими конфиденциальную информацию, а в случае наличии соответствующего допуска к государственной тайне — теми, что содержат секретную информацию, и получать копии таких документов и материалов, кроме содержащих информацию с ограниченным доступом,

- собирать доказательства любыми не запрещенными законом способами и средствами;

- составлять протоколы об админправонарушении;

- иметь беспрепятственный доступ в помещения госорганов и органов местного самоуправления на основании удостоверения адвоката, кроме случаев, предусмотренных законом.
Кроме того, согласно проекту адвокатской тайной также считается факт обращения клиента к адвокату за правовой помощью, а также содержание электронной переписки и телефонных разговоров.

Изменения предусмотрены и в ст. 23 (гарантии адвокатской деятельности), в частности отмечено, что адвокат имеет право свободного приобретения, ношения, хранения, а также применение огнестрельного нарезного короткоствольного оружия (пистолетов и револьверов). Кроме того, предлагается установить, что на проведение документальной внеплановой проверки адвоката, проведение в отношении адвоката следственных действий, а также задержание адвоката может осуществляться исключительно на основе судебного решения.

Закон об адвокатуре также может пополниться ст. 24-1, согласно которой по каждому делу каждого клиента адвокат ведет адвокатское производство на электронных или бумажных носителях.

Урегулирован проектом и вопрос подтверждения полномочий адвоката на предоставление правовой помощи. Так, установлено, что таким подтверждением может быть один из следующих документов:
1) договор о предоставлении правовой помощи (извлечение из договора о предоставлении правовой помощи, подписанный сторонами)
2) доверенность
3) ордер
4) доверенность органа (учреждения), уполномоченного законом на предоставление бесплатной правовой помощи.
Также читайте: От адвокатов перестанут требовать ордер и договор для подтверждения полномочий?

Планируется, что основанием для наложения на адвоката дисциплинарного взыскания в виде приостановления права на занятие адвокатской деятельностью может стать нарушение правил адвокатской этики.

Ряд изменений предлагается внести в раздел VII Закона, регулирующий вопросы адвокатского самоуправления. Так, установлено, что квота представительства, порядок выдвижения и избрания делегатов конференции адвокатов региона одинаковы для всех регионов Украины и утверждаются Советом адвокатов Украины. В случае, если совет адвокатов региона не установил другую квоту представительства, она составляет один делегат от двадцати адвокатов.

Конференция адвокатов региона может отменить решения совета адвокатов региона.

Что касается квот на съезд адвокатов, то в случае, если Совет адвокатов Украины не установил другую квоту представительства, она составляет один делегат от ста адвокатов. Съезд адвокатов Украины в свою очередь устанавливает размер и порядок уплаты ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления; устанавливает размер отчислений советов адвокатов регионов для обеспечение основной деятельности НААУ и других ее органов; отменяет решение Совета адвокатов Украины.

С полным текстом сравнительной таблицы можно ознакомиться по ссылке.

Источник: Юрлига