Процедура ликвидации предприятия в Украине


6
Юридические лица, занимающиеся предпринимательством, по тем или иным причинам сталкиваются с необходимостью прекращения работы и эта процедура достаточно длительна, так как порядок ликвидации предприятия подразумевает собой большое количество сложных процессов, в которых задействованы практически все органы, связанный с этим видом деятельности. Для того, чтобы ликвидация предприятия заняла минимум времени, необходимо придерживаться предусмотренного законодательством порядок действий.

Процедура ликвидации предприятия состоит из таких основных пунктов:
1) принятие решения о ликвидации предприятия;
2) назначение ликвидационной комиссии;
3) закрытие банковского счета;
4) сбор и предоставление в налоговую службу всех необходимых документов для ликвидации предприятия;
5) проверка предприятия органами налоговой инспекции на наличие задолженности государству;
6) предоставление документов для исключения юридического лица из Единого государственного реестра;

Решение о ликвидации

Первым этапом на пути к прекращению предпринимательской деятельности является принятие решения о ликвидации предприятия, ход этого процесса зависит от того, что послужило предпосылкой для прекращения работы. Решение о ликвидации предприятия может быть принято как самостоятельно, в таких случаях оно оформляется в виде протокола общего собрания соучредителей, так и органами исполнительной власти, то есть судом, чаще всего это обусловлено объявлением предприятия банкротом. Далее следует назначение ликвидационной комиссии, при чем назначить её может только орган, которым было принято решение о ликвидации. После назначения комиссии, в обязательном порядке должен быть установлен срок и приведен план ликвидации предприятия. Согласно законодательству, срок ликвидации предприятия должен составлять не менее 2 месяцев со дня принятия решения, но эти действия приемлемы во всех ситуациях кроме тех, когда ликвидацию назначает суд в связи с банкротством юридического лица.

План ликвидации предприятия

План ликвидации это предусмотренный законами алгоритм придерживаясь которого можно завершить этот процесс в кратчайшие сроки, практически для всех предприятий он включает в себя следующие пункты:
1) назначение комиссии, занимающейся ликвидацией, составление документов о сдаче и приеме всех реквизитов предприятия;
2) распространение информации о ликвидации, эта процедура необходима для оповещения кредиторов о сроках предъявления своих требований в случае наличия незакрытых счетов у ликвидируемого предприятия;
3) составление смет по кредитной задолженности и доходам предприятия, а также взыскание долгов, при недостатке средств для полного расчета по задолженности, в первую очередь выплате подлежит задолженность государству;
4) проведение оценки всего имеющегося имущества предприятия;
5) составление документа о финансовом состоянии предприятия на день принятия решения о ликвидации, эту бумагу в обязательном порядке должны подтвердить своей подписью владельцы или соучредители компании;

Далее о ликвидации уведомляются все государственные органы, оформление таких уведомлений различно. Нужные документы:
- государственному регистратору, здесь необходима копия решения о ликвидации, ;
- для налоговой инспекции пакет документов больше: заявление юридического лица, оформленное по форме №8-ОПП, справка формы №4-ОПП, копия решения по ликвидации, копия решения о назначении комиссии, ведомость от государственного регистратора, подтверждающая внесение в реестр отметки о ликвидации, далее в течение 10 дней, необходимо предоставить финансовый отчет, то есть ликвидационный баланс.

6) следующий этап, это подача заявлений для снятия юридического лица с учета во все государственные органы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д. 7) подача заявления должна быть осуществлена в срок не позднее, чем 10 дней, с момента принятия решения о ликвидации;
8) рассмотрение требований заемщиков, в случае недостаточного количества денежных средств на счету у предприятия, комиссия производит расчет с помощью продажи имущества предприятия;
9) взыскание и выплата задолженности по дебету;
10) разрешение кадровой ситуации на предприятии;
11) внеплановые выезды и проверки налоговой инспекции;
12) произведение подсчетов корректности уплаты предприятием налогов и взносов в государственные фонды, в случае обнаружения задолженности или неполного её погашения, предприятие обязано выплатить всю сумму;
13) выдача владельцам предприятия справки об отсутствии задолженности в бюджет государства, выдается органами налоговой службы и является действительной в течение месяца со дня её получения;
14) аннуляция всех банковских счетов предприятия, исключение составляет лишь один счет, который используется для ликвидации. Для проведения этой процедуры в банк необходимо предоставить следующие документы: заверенная нотариально копия решения о ликвидации, документ с образцами подписей всех соучредителей, а также членов ликвидационной комиссии, эту бумагу предварительно следует засвидетельствовать у нотариуса;
15) подача заявления в органы налоговой службы об аннуляции регистрации предприятия, спустя 10 дней после этого НС должна предоставить решение об аннуляции;
16) составление итоговой ликвидационной сметы и её предоставление для подписи государственному регистратору;
17) аннуляция и сдача всех реквизитов предприятия в МВД;
18) составление акта комиссии по ликвидации предприятия;
19) сдача в архив всех документов предприятия;
20) Справка о ликвидации предприятия

После удачного завершения всех вышеуказанных процедур, государственному регистратору необходимо предоставить справки об отсутствии задолженностей из всех государственных инстанций, справку из архива, акт ликвидационной комиссии с прикреплённым ликвидационным балансом, свидетельство о государственной регистрации, оригиналы учредительных бумаг. По завершению процесса, и вынесении предприятия из Единого реестра государства, государственный регистратор выдает уполномоченному лицу справку о ликвидации предприятия.

С Уважением,
Profalians.