Госрегистрация прав на недвижимое имущество и их обременений изменилась с 12 февраля 2014 года


12 февраля 2014 вступил в силу новый Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2013 № 868.

Порядок был разработан для решения проблемных вопросов , которые возникли в начале действия системы государственной регистрации прав , определение более детального перечня документов , необходимых для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество в зависимости от способа приобретения прав , а также от времени , когда такие права возникли . При этом новый Порядок значительно совершенствует процедуру и улучшает качество предоставления услуг в этой сфере.

Порядок предусматривает :

- введение нескольких «альтернативных» механизмов подачи документов для проведения государственной регистрации прав — как путем непосредственного обращения заявителем , так и путем отправки по почте или курьерской службой , в то время как раньше существовала возможность представления в орган государственной регистрации прав заявления о государственной регистрации прав и других документов , необходимых для ее проведения, только нарочно ;

- возможность проведения одновременной регистрации права собственности и вещных прав , производных от права собственности , на основании одного заявления о государственной регистрации прав , подать которую может как собственник, так и правоприобретатель , поскольку к этому времени имела подаваться сначала заявление на регистрацию права собственности , а затем заявление на регистрацию вещного права , что значительно затягивало время;

— внедрение проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество на замену потерянных , поврежденных или испорченных свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество или государственного акта на право собственности на землю , выданных компетентными органами до 01 января 2013 года;

— упрощение порядка проведения государственной регистрации прав на новый или реконструированный объект недвижимого имущества , строительство которого осуществлялось с привлечением средств от физических и юридических лиц ( разграничены перечень документов , которые должен подавать лицо, привлекала средства (застройщик ) , и непосредственно инвестор);

- обеспечение проведения государственной регистрации права собственности на вновь построенные или реконструированные объекты недвижимого имущества , построенные в результате деятельности кооперативов , на основании поданного заявителем справки соответствующего кооператива о членстве в нем и о полном внесении паевого взноса , поскольку ранее было определено, что для проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в связи с приобретением права собственности на вновь построенные или реконструированные объекты недвижимого имущества в зависимости от конкретного случая заявителю необходимо было подать или перечень инвесторов , которые участвовали в инвестировании и финансировании объекта строительства , или список членов и / или ассоциированных членов кооператива , или перечень лиц , которым принадлежат имущественные права на объект строительства , которые на практике получить в полном объеме было достаточно проблематичным;

- обеспечение проведения государственной регистрации права государственной и коммунальной собственности на объекты недвижимого имущества , построенные по «советских » времен , поскольку на сегодняшний день иногда не сохранились документы , удостоверяющие права собственности на такие объекты;

- предоставление возможности получать информацию , накопленную за годы независимости из реестров , которые функционировали до 1 января 2013 (Реестра прав собственности на недвижимое имущество , Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственного реестра ипотек);

- увеличение до пяти дней срока , в течение которого нотариус передает документы органу государственной регистрации прав , поскольку до сих пор в случае принятия нотариусом решение о государственной регистрации заявление о государственной регистрации , копии представленных заявителем для проведения государственной регистрации прав документов , а также другие документы , выданных , оформлены или полученные им во время проведения государственной регистрации прав , нотариус в день принятия такого решения передавал органу государственной регистрации прав по месту нахождения недвижимого имущества в порядке , установленном Минюстом , для приобщения их к регистрационному делу.

Как прокомментировала нововведения Министр юстиции Украины Елена Лукаш, теперь государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений проходит по новой — усовершенствованной и упрощенной — процедурой .