Электронные налоговые проверки


nalogovye_riski4
Еще в январе нынешнего года вступили в силу изменения к Налоговому кодексу Украины, в результате которых в нашем законодательстве появилось понятие электронной проверки. Давайте попробуем разобраться, что же это такое.

Согласно абзацу 6 п.75.1.2 статьи 75 Налогового кодекса Украины, электронная проверка относится к категории документальных невыездных внеплановых проверок. Электронную проверку инициирует сам налогоплательщик, подавая соответствующее заявление в орган государственной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете. Заявление должно быть подано за десять календарных дней до ожидаемой даты начала проведения электронной проверки. Важно знать, что право подать заявление о проведении электронной проверки имеет исключительно налогоплательщик с незначительной степенью риска.

Перечень рисков и их распределение по степеням, согласно п.77.2 статьи 77 Налоговый Кодекс Украины устанавливает центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику. Критерии распределения степеней риска можно найти в «Методических рекомендациях относительно составления плана–графика проведения плановых проверок субъектов хозяйствования», утвержденных приказом Государственной налоговой администрации Украины № 190 от 01.04.2011 г.

03.06.2013 Министерство налогов и сборов приняло приказ № 143, которым утвердило Порядок подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки, согласно которому электронные проверки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, проводятся с 01 января 2014 года; субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01 января 2015 года, а всех прочих налогоплательщиков — с 01 января 2016 года. В Приложении 1 к данному Порядку утверждена форма заявления, которое должен подать налогоплательщик контролирующему органу, чтобы инициировать электронную проверку.

Налогоплательщик в Заявлении, кроме общих учетных данных, в обязательном порядке указывает информацию о:
- налоговых периодах хозяйственной деятельности, подлежащих электронной проверке;
- системе налогообложения, применяемой налогоплательщиком;
- перечне налогов, которые будут проверены во время проведения электронной проверки (единый налог, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, прочие налоги в случае наличия технической возможности их проверки органом государственной налоговой службы (территориальным органом Миндоходов Украины);
- ведении в электронном виде бухгалтерского учета;
- ведении в электронном виде первичных документов, подтверждающих правомерность ведения бухгалтерского учета;
предоставлении налогоплательщиком вместе с Заявлением в электронной форме документов, связанных с расчетом и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются налогоплательщиком в электронной форме и хранятся на «машинных носителях информации);
- способе предоставления документов для электронной проверки (при помощи канала, которым передается электронная отчетность, или электронного носителя информации).

Заявление и необходимые для проведения электронной проверки документы могут быть поданы налогоплательщиком в территориальный орган Миндоходов Украины одним из указанных способов:
- письмом с уведомлением о вручении и с описью вложенного;
- непосредственно в территориальный орган Миндоходов Украины;
- в электронном виде (подписанное электронной подписью руководителя налогоплательщика).

Документ считается поданным только после получения подписанного подтверждения от территориального органа Миндоходов Украины.

Электронная проверка может быть проведена за указанные налогоплательщиком налоговые периоды, за которые не проводились документальные плановые или внеплановые проверки и при условии предоставления территориальному органу Миндоходов Украины соответствующих деклараций. Для проведения электронной проверки налогоплательщик обеспечивает предоставление в электронной форме документов, связанных с начислением и уплатой соответствующего налога (сбора), а территориальный орган Миндоходов Украины может потребовать предоставления бумажных копий документов, необходимых для проведения электронной проверки.

Решение о проведении или непроведении электронной проверки должно быть принято территориальным органом Миндоходов Украины в течение 10 календарных дней с момента получения заявления и всех необходимых документов.

Оснований для отказа в проведении электронной проверки:
- заявление подано с нарушением установленной формы, в заявлении не заполнены или заполнены неправильно необходимые данные, о которых мы говорили выше, заявление не подписано полномочным лицом, либо подпись такого лица не заверена печатью налогоплательщика;
- налогоплательщик относится к категории среднего или высокой степени риска;
период, подлежащий проверке уже был охвачен документальной плановой или внеплановой проверкой (по тем вопросам, — которые хочет проверить налогоплательщик);
- прочие аргументированные основания, которые технически не дают возможности провести электронную проверку.

Решение о проведении или непроведении электронной проверки отсылается налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня с дня его принятия. А решение о непроведении электронной проверки не ограничивает возможности повторного обращения налогоплательщика с новым заявлением.

Нужно заметить, что данный порядок начнет действовать с 1 января 2014 года и первыми его смогут испытать на себе плательщики единого налога.

С Уважением,
Profalians.